Минсельхоз КР 12 февраля 2018 года заключило Меморандум между МСХиМ и федеральной сетью «РосАгроМаркет».
Подписание Меморандума происходило в рамках визита в Кыргызстан российской делегации бизнесменов во главе с Генеральным директором «РосАгроМаркета» Богданом Григорьевым. Церемония состоялась по итогам круглого стола, инициированного МСХиМ КР на тему: «Fresh-логистика: Новые решения для поставщиков и покупателей» в партнёрстве с холдингом «РосАгроМаркет». В мероприятии участвовали более 100 гостей – представители министерств и ведомств КР и РФ, депутаты ЖК, руководители предприятий-производителей продуктов питания, ахгрохолдингов, базаров, торговых и ресторанных сетей, логистических компаний, компаний-перевозчиков, руководителей крестьянских хозяйств и средств массовой информации. Основной темой обсуждения стал вопрос реализации сельхозпродукции кыргызстанских производителей на рынки Российской Федерации.
Справочно. РосАгроМаркет – это современная инфраструктура российского рынка продовольствия. 21 апреля 2014 года Президент РФ Владимир Путин поручил Правительству РФ и органам исполнительной власти в регионах подготовить предложения по развитию сети оптово-распределительных центров (ОРЦ).
«Создание такой сети – это новый для России формат, который позволяет наладить перераспределение сельскохозяйственной продукции между российскими регионами. А развитие онлайн-торговли и внедрение платежных и IT-систем позволяет участникам сети легко выходить в новые регионы не только России, но и за рубеж, — рассказал глава российской делегации Богдан Григорьев,- В настоящее время действуют изменения в российской госпрограмме развития сельского хозяйства: выпущена подпрограмма «Развитие ОРЦ и инфраструктуры системы социального питания», предполагающая компенсацию 20% капитальных затрат и субсидирование части процентной ставки по инвестиционным кредитам».
По словам министра МСХиМ Нурбека Мурашева, в настоящее время сбыт продукции наших аграриев- важная проблема. Кыргызстан вошел в многомиллионный ранок ЕАЭС, но у наших сельхозпроизводителей для экспорта не хватает объемов продукции одного вида.
Для преодоления этого барьера в настоящее время разработана концепция развития кооперативного движения до 2021 года. Основной целью концепции является развитие кооперативного движения в Кыргызстане, направленное на повышение эффективности сельскохозяйственного производства и конкурентоспособности продукции агропромышленного комплекса, а главное — обеспечение продовольственной безопасности страны. Основной целью развития кооперативов также является экономическая поддержка как членов кооператива, так и оказание услуг другим производителям сельскохозяйственной продукции регионов и налаживание сбыта произведенной продукции как на внешние, так и на внутренние рынки.
Вице-спикер ЖК КР М. Бакиров отметил, что данное мероприятие проходит в Год развития регионов в КР: именно сельхозпроизводители в регионах сегодня остро нуждаются в поддержке.
По словам россиян, кыргызстанские производители давно обеспечивают своими овощами и фруктами такие регионы России, как Сибирский Федеральный округ, Уральский Федеральный округ, города Новосибирск, Омск, Барнаул, Екатеринбург и другие. И в новом сотрудничестве основные виды продукци менять не надо: российские граждане хорошо знакомы с плодоовощной продукцией из Кыргызстана. Только теперь кыргызстанцам предоставилась возможность торговать не только с колес и на стихийных необорудованных рынках, а осуществлять поставки в ОРЦ, которые имеют всю необходимую «цивилизованную» инфраструктуру: торговую, складскую, сервисную, логистическую, а также базу оптовых покупателей. ОРЦ будут помогать продавать и закупать продукцию из КР. Такая картина, как продажа в лютые холода с фур – еще нередко встречается на российских просторах. Много продукции теряет товарный вид, портится. Кстати, соседний Казахстан уже давно успешно сотрудничает с сетью ОРЦ.
Как сказал директор по GR холдинга «РосАгроМаркет» А. Закускин, российский продовольственный сектор с оборотом порядка 6 трлн рублей хорошо знает о проблемах сельскохозяйственной и перерабатывающей инфраструктуры в Кыргызстане, который испытывает дефицит в современных складских помещениях для эффективного хранения и доработки FRESH-продукции, в перерабатывающих цехах и предприятиях, в современных логистических центрах. Есть масса проблем и с сертификацией продовольственной продукции, и с ее транспортировкой и даже с поиском покупателей. Часто кыргызский производитель отдает право распоряжаться своей продукцией перекупщикам, которые скупают выращенные с большим трудом урожаи по демпинговым ценам, а потом перепродают «за дорого» в другие страны. А все потому, что кыргызстанцы часто не умеют выстраивать логистическую цепочку согласно всем требованиям ЕАЭС от поля до рынка.
Игрокам продовольственного сектора необходима новая специализированная складская и логистическая инфраструктура. «Возможности, которые предоставляет ОРЦ клиентам, — это аренда современной складской инфраструктуры, спроектированной специально под FRESH-сегмент, это услуги продуктовой логистики и доработки, это реализация товара через торговые павильоны и торговую онлайн-площадку. Доступ к ключевым сервисам в одном месте позволяет клиенту оптимизировать свои бизнес-процессы,- сказал директор по продажам ОРЦ С. Кригер,- В структуру холдинга входят ООО «РусАгроМаркет-Холдинг», ООО «РусАгроМаркет-Московия», ООО «РусАгроМаркет-Новосибирск», ООО «РусАгроМаркет-Ростов». ОРЦ р ассчитаны на следующий сегмент оптовых покупателей: сетевой и несетевой ретейл, магазины в формате «у дома», HoReCa, отели, розничные рынки, закупочные структуры по госконтрактам таких ведомств, как МЧС, Минобороны, Минобразования, Минздрав и др. Так что Россия широко открывает двери для кыргызстанской продовольственной продукции».
«Мы могли бы обсудить организацию специальных пунктов приема кыргызстанской продукции для получения необходимых консолидированных объемов, — предложил Богдан Григорьев, — Изначально надо отработать пару-тройку тестовых партий, и со стороны КР тоже должна быть логистика продаж и контроль за продажами с фотофиесацией на каждой точке продажи. Также надо организовать на местах пересортировку, фасовку товара и его разбивку по сети в зависимости от потребностей покупателей того-иного региона, торгового центра. Зная трудности, с которыми сталкиваются фермеры и поставщики из КР, «РосАгроМаркет» мог бы рассмотреть вопрос о скидках в размере 20–30% для качественного товара. Можно было покупать товар с брендом «БИО.KG» даже небольшими партиями, но в том случае, если у кыргызстанских поставщиков будут соответствующие документы, подтверждающие подлинность экопродукции. Сегодня очень много подделок, когда лейблы «ЭКО» и «БИО» вешают на далеко не соответствующую заявленному качеству продукцию, поэтому в доказательство хорошо было бы на местах продаж организовывать небольшие просмотры роликов с пасущимися стадами на экологически чистых пастбищах Кыргызстана, с показом процесса сбора урожая, переработки продукции и так далее. Это не только бы успокоило российских потенциальных покупателей, которые готовы платить дополнительные деньги за качество во имя поддержания собственного здоровья, но и позволило бы наращивать объемы экспорта сельхозтоваров с высокой добавленной стоимостью, к которым относится органическая продукция. Потребность в экологически чистой продукции ежегодно растет во всем мире и Россия – не исключение».
Представители Российской Стороны сказали собравшимся, что для них неважно, какими машинами будет осуществляться доставка товара из КР — уже идут кыргызстанские машины, в основном 20-ти, 50-ти тонные. А обратно они могут загружаться не только продовольствием, но и древесиной, стройматериалами и другой интересующей КР продукцией. В случае же необходимости «РосАгроМаркет» поможет забирать товар из Кыргызстана на своих машинах. Сегодня важно, чтобы этот товар соответствовал всем требованиям Россельхознадзора.
Справочно. Накануне того дня, когда в Бишкеке шло обсуждение нового формата сотрудничества кыргызстанских производителей сельхозпродукции и перевозчиков, инспекторы Управления Россельхознадзора по Новосибирской области задержали партию следовавшей автомобильным транспортом из Кыргызстана для реализации в городе Улан-Удэ кыргызстанских яблок и груш общим весом 17,8 тонн на фитосанитарном контрольном посту «Карасук». Причина в том, что при проведении карантинного фитосанитарного контроля было установлено, что партия подконтрольной продукции высокого фитосанитарного риска перевозилась в отсутствие маркировки на упаковках, содержащей информацию о наименовании продукции, стране ее происхождения, экспортере и/или реэкспортере. В соответствии же с требованиями карантинного законодательства ввоз таких фруктов на территорию РФ запрещен. Подкарантинная продукция возвращена отправителю в Кыргызстан.
Лидер кластерного производства Иссык-Кульской области Сулайманбеков сказал: «Пора перестать торговать по-старинке. Пришло время выстраивать логистику со двора до объекта продаж. Надо прослеживать всю цепочку движения товара и работать по предоплате. Надо учиться контролировать продажи по электронной почте».
Участники мероприятия единогласно заявили, что в регионах КР нет основ развития, что не все из фермеров в регионах хорошо знакомы с вопросами совершенствования единой нормативной базы в сфере технического регулирования, применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер. Это вопросы применения молочного регламента, использования методик контроля растительных жиров, методик определения антибиотиков и многие другие. Участники признали необходимость более активного подключения бизнеса к внедрению техрегламентов и стандартов ЕАЭС. Именно от этого во многом зависит качество и безопасность производимой в странах Евразийского экономического союза продукции.
Резюмируя предложения, озвученные участниками конференции, министр МСХиМ Нурбек Мурашев и генеральный директор холдинга «РосАгроМаркет» Богдан Григорьев согласились, что евразийскому рынку необходима координация, а также инфраструктура по закладке, упаковке и доработке сельхозпродукции — все, что позволит участникам рынка оптимизировать свои расходы. По мнению собравшихся, сегодня крайне необходимо сформировать бизнес-модель на троих: производитель, сети и склад, чтобы она была выгодна всем сторонам.
Оставить комментарий