В Кыргызстане крупные автотрассы хотят сделать платными
Министерство транспорта и дорог Кыргызстана планирует рассчитать размер оплаты проезда по крупным трассам страны и предложить соответствующий проект парламенту.
Согласно документу, пилотной площадкой, где начнут взимать плату за проезд, должна стать дорога Кочкор-Кубакы.
Эта инициатива вызвала резонанс в обществе, и граждане среди прочего стали высказывать мнения, что новый механизм может стать очередной коррупционной кормушкой.
Министерство транспорта и дорог КР на своем официальном сайте сообщило об инициативе введения платы за проезд на крупных трассах на основании постановления правительства о развитии дорожной отрасли на 2016-2025 годы и с целью сохранения качества вновь построенных дорог.
Руководитель группы советников данного ведомства Нурлан Кайынбаев рассказал, что сейчас рассматриваются законодательные процедуры:
— Мы сейчас рассматриваем, на каких дорогах, и за какие виды автотранспорта должна взиматься плата. Например, предлагаем, что на четырехполосных трассах или более широких дорогах плата должна быть введена для всех. А вот на двухполосных трассах вроде Ош-Бишкек мы предложили оплату брать только с грузового автотранспорта.
Размер тарифов сейчас обсуждается в министерстве. Предположительно, с легкового автотранспорта за каждый километр будет взиматься по 60 тыйынов, а с грузовых машин в зависимости от их категории — от 2 до 10 сомов за километр.
На данный момент идет подготовка соответствующего законопроекта. В ближайшие дни документ будет выставлен на общественное обсуждение, а затем отправлен на рассмотрение парламента. В случае одобрения инициативы депутатами в силу она может вступить уже в течение полугода после принятия, говорит Нурлан Кайынбаев:
— Согласно нашей стратегии «Развитие основных направлений дорожной отрасли» перевал Кубакы на трассе Бишкек-Торугарт является пилотным проектом, его длина составляет 26 километров. В качестве альтернативного пути для него выступает город Балыкчи, через который могут проехать водители, если не хотят платить. Поэтому данный перевал может выступить пилотным участком. Рядом с ним нет населенных пунктов.
Мы пытаемся запустить систему взимания платы за проезд через автоматизированную систему. Потому что при участии человека увеличивается количество коррупционных схем. Поэтому человеческий фактор должен быть минимальным. Человек, который вносит деньги, тоже должен знать и видеть. Он должен видеть, что уплачиваемые им деньги используются по целевому назначению и тратятся на дорогу. Кроме того, мы обращаем внимание на качество дорог и стандарты. За платной дорогой, безусловно, должен быть хороший уход,и с двух сторон она должна быть огорожена.
В ведении Министерства транспорта и дорог КР находится 18 тысяч 800 километров дорог по стране. Из них 6 тысяч километров дорожного полотна — это заасфальтированные трассы. Для реконструкции этих дорог ежегодно из республиканского бюджета выделяется 2 млрд сомов. Однако этих средств хватает только на поддержание в относительно хорошем состоянии 35% дорог. В общей сложности на эти цели необходимо почти 10 млрд сомов. Если была бы введена плата за пользование хотя бы 500 километрами дорог в республике, то это покрыло бы 50% потребностей на их ремонт.
Депутат Жогорку Кенеша Абдывахап Нурбаев считает, что взимая плату с автотрасс, можно будет решить вопрос с улучшением качества дорожного полотна:
— Это мировая практика, которая есть во многих странах. Но такие платные трассы должны быть там, где есть альтернативные бесплатные дороги. Потому что у человека должен быть выбор. Если же будет монополия, мол, ездить только по этой дороге, то это неправильно.
Если на основании Закона «О государственно-частном партнерстве» будут появляться платные трассы, то надо давать им разрешения. Во-вторых, у таких дорог будет повышаться эксплуатационный срок, улучшаться качество, и мы будем меньше брать кредитов извне, потому что основная доля нашего внешнего долга взята на строительство дорог и энергетику. Поэтому это полезно для государства.
Между тем есть и те, кто считает, что Кыргызстан пока не готов к этому и сначала необходимо провести достаточную разъяснительную работу среди населения. Так, председатель республиканского общественного объединения арендаторов автотранспорта Баатырбек Дуланов не верит, что эта инициатива правительства будет реализована и даст свой эффект:
— Мы еще не привели свои дороги в порядок. Они не отвечают положенным стандартам. Происходит много аварий. В том числе и из-за некачественно оборудованных трасс. Во-вторых, наши люди еще не готовы к такому. Я думаю, что это идея какого-то чиновника. Наверное, сказал: «Давайте так сделаем, это принесет доход». Это популистская идея. Если этот закон будет принят и вступит в силу, то люди выйдут на митинги и начнут перекрывать дороги. И о нас опять услышат во всем мире. Я со многими поговорил об этом — почти все против этого.
На трассы Бишкек-Ош, Бишкек-Нарын-Торугарт, Ош-Сарыташ-Иркештам, Ош-Баткен-Исфана за счет международных доноров было потрачено 2,5 млрд долларов.
Помимо дороги Кубакы-Кочкор в разряд платных дорог планируется внести также объездную трассу вокруг Бишкека и альтернативную дорогу, которая соединяет юг и север республики.
Ранее Министерство транспорта и дорог КР заявляло, что для развития дорожной отрасли и облегчения нагрузки на бюджет к 2018 году планируется довести объем платных дорог до 26 километров, а к 2025 году — до 500 километров. Это предполагалось реализовать в рамках стратегии развития дорожной отрасли.
Сейчас в Кыргызстане ни на одной трассе плата не взимается. Единственное, водители платят за проезд через тоннель на дороге Бишкек-Ош.
Оставить комментарий