Почему жители Узбекистана прячут свое мнение от властей
20 апреля нынешнего года был запущен уникальный для Узбекистана проект — интернет-портал коллективных обращений Mening Fikrim («Мое мнение»). С помощью портала активные граждане могут формировать коллективные обращения, и, если петиция соберет достаточную общественную поддержку, то ее рассмотрят.
Однако за 8 месяцев существования портала всего три петиции были рассмотрены законодателями, еще три находятся на рассмотрении. Чем это объясняется? Низкой активностью самих граждан и нежеланием людей участвовать в общественной жизни? Или же сам портал требует доработки?
Посмотрим, как устроен механизм подачи петиций, голосования и передачи законодателям общественных инициатив, набравших достаточное количество голосов.
Как это работает?
Через интернет-портал «Мое мнение» принимаются коллективные обращения граждан, рассмотрение которых входит в компетенцию Высшего законодательного собрания и местных советов народных депутатов.
Обращение может подать любой совершеннолетний гражданин, предварительно авторизовавшись в системе. Обращение заявителя будет размещено, если его поддержали не менее пяти человек, то есть петиция становится коллективной. Каждая петиция проходит премодерацию эксперта из Института проблем законодательства и парламентских исследований. При положительном заключении модератора обращение публикуется на портале для всеобщего голосования.
В течение 90 дней со дня размещения петиции на портале проводится всеобщее голосование. Чтобы палаты Высшего законодательного собрания приняли данную инициативу на рассмотрение, она должна набрать как минимум 10 тысяч голосов, областные советы народных депутатов — не менее 5000 голосов, районные (городские) советы — не менее 1000 голосов.
Когда коллективная инициатива набирает необходимое количество голосов, голосование прекращается, и петиция направляется модератором в компетентный орган. Власть должна рассмотреть обращение в течение 60 дней и разместить текст решения на этом же портале.
Казалось бы, этот довольно несложный механизм должен был превратиться в нормальный инструмент реализации гражданских инициатив, обеспечив обратную связь между обществом и властью. Но почему тогда за 8 месяцев только шесть общественных инициатив набрали необходимые 10 тысяч голосов? И каков результат рассмотрения трех из них?
Петиции, набравшие более 10 тысяч голосов
Петиция номер один. Абсолютным рекордсменом по числу набранных голосов является обращение о присвоении звания Героя Узбекистана президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву. Размещенное 27 апреля обращение на сегодня набрало уже свыше 100 тыс. голосов.
Несмотря на то что голосование по нему давно закрыто, это обращение все еще находится в стадии рассмотрения, хотя по правилам портала на это дается не более 60 дней.
Следующей в рейтинге народного голосования стоит просьба о разрешении тонировки частных автомашин. Это обращение набрало более 12 700 голосов.
Автор обращения предложил разрешить использование 70% тонировки задней полусферы автомобиля, аргументируя тем, что в Узбекистане жаркий климат, и детям на заднем сиденье становится очень жарко и душно, тем более что занавески тоже запрещены.
Автор инициативы предложил разрешить тонировку передней части автомобиля на платной основе, что должно было способствовать, по мнению автора, поступлению дополнительного дохода в государственный бюджет. При этом автомобиль, в котором применена тонировка передней части, необходимо регистрировать в органах внутренних дел.
Обращение о разрешении тонировки частных автомашин оказалось единственным, которое в итоге было услышано, и предложение было внесено в законопроект. Уже в конце июня на портале для обсуждения проектов нормативных правовых актов появился проект документа, допускающий эксплуатацию транспортных средств с затемненными стеклами, и этот проект вызвал еще большую дискуссию и бурю негодования в обществе.
Первое разочарование — за разрешение тонировки предлагалось установить минимальную цену в размере 90 минимальных заработных плат (МРЗП) в год. Это 15,5 млн сумов ($ 1970 на момент публикации проекта).
Эксперты центра «Стратегия развития» выступили с критикой предлагаемых правительством чрезмерно высоких цен. «Это приведет к тому, что не все слои населения смогут пользоваться данной услугой. Указанная сумма платежа равна девятимесячной зарплате учителя, врача или других представителей бюджетных организаций, заработок которых составляет в среднем 2 млн сумов. Пенсионеры же практически не смогут воспользоваться этой услугой», — отметили эксперты.
Они также привели примеры, как обстоят дела с тонировкой в других государствах. К примеру, в Кыргызстане стоимость разрешения составляет $200 в год, в Таджикистане — $310. А в Великобритании, Германии и Испании допускается бесплатная 100-процентная тонировка стекол при наличии разрешающего документа. «Необходимо создать равные условия для всех», — заключили эксперты центра.
Но законодатели были непоколебимы в своих намерениях, и 18 июля проект документа был принят без изменений. Согласно постановлению Кабмина тонировка допускается только после оформления специального разрешения, которое выдается на 1 год и на платной основе: физическим лицам — 90 МРЗП, юридическим лицам — 120 МРЗП, а юридическим лицам иностранных государств — 140 МРЗП. Поскольку МРЗП периодически корректируются в сторону повышения, значит, будет расти и цена на затемнение автомобильных стекол.
Третьей петицией, набравшей больше 10 тысяч голосов, было предложение журналиста издания «Газета.uz» Никиты Макаренко реформировать систему охраны деревьев в городах и селах. За него проголосовали свыше 12 500 человек. Автор петиции предложил пересмотреть природоохранное законодательство. Основываясь на том, что деревья в Узбекистане вырубаются и легально, и нелегально, автор предложил забрать у хокимиятов право выдачи разрешений на вырубку деревьев; ввести онлайн-выдачу разрешений; запретить вырубку деревьев старше 70 лет или ввести порядок их пересадки; создать круглосуточно дежурящую экологическую полицию и наделить ее широкими полномочиями, вплоть до задержания браконьеров и конфискации техники. Было предложено поднять штраф за незаконную вырубку деревьев до 50 млн сумов ($ 6281) за каждое спиленное дерево, законодательно закрепить правила формовки деревьев и обучить сотрудников районных управлений благоустройства.
Вырубка деревьев — одна из самых больных тем в Узбекистане. Только за первые четыре месяца этого года зафиксировано более 580 обращений граждан о незаконной вырубке деревьев, было выявлено более 2000 правонарушений, по которым взысканы суммы ущерба в размере более 1 млрд сумов ($ 125 тыс.)
Спустя 3 месяца после опубликования петиции Законодательная палата Олий мажлис республики разместила постановление о рассмотрении данного обращения. В нем сообщалось, что обращение было рассмотрено совместно Госкомитетом по экологии с привлечением экспертов из компетентных министерств и ведомств; что за прошедший период в целях защиты окружающей среды и бережного использования природных ресурсов приняты свыше 60 нормативно-правовых актов. Было сказано, что предложения автора петиции были частично удовлетворены: приняты решения о введении онлайн-порядка выдачи разрешений на вырубку деревьев; системы учета и инвентаризации многолетних деревьев; об утверждении правил формовки деревьев и обучения сотрудников районных управлений благоустройства.
По мнению законодателей, запрет выдачи разрешения на вырубку деревьев местными хокимиятами не даст положительного эффекта. Согласно ст. 100 Конституции республики управление коммунальным хозяйством и защита окружающей среды в регионах (на местах) относится к компетенции местных властей. По закону региональные хокимияты выдают разрешения на вырубку деревьев на основании заключений региональных отделений Госкомэкологии.
Было бы наивно полагать, что все пункты обращения превратятся в законы. Петиция о деревьях в закон не превратилась. Но можно сказать, что одна из целей была достигнута: власти все же обратили внимание на проблему и на то, что она волнует жителей, и законодатели были вынуждены дать официальный ответ.
Предложение об установке светофоров с обратным отсчетом времени в столице и регионах Узбекистана также получило необходимые 10 тысяч голосов поддержки. Целесообразность предложения очевидна: новые светофоры помогут уменьшить число дорожно-транспортных происшествий.
В начале ноября Законодательная палата Олий мажлиса разместила на портале «Мое мнение» постановление, в котором говорится, что в Узбекистане принимаются меры по поэтапной замене светофоров на те, что оборудованы индикатором обратного отсчета времени. На данный момент таких светофоров уже 563 из 1943 (28%), и до конца 2018 года было запланировано установить еще 85 светофоров с обратным отсчетом времени.
Еще две петиции, набравшие более 10 тыс. голосов, которые находятся на стадии рассмотрения, касаются жестокого обращения с животными и открытия в городе Шахрисабз филиала Каршинского государственного университета.
Вот и все результаты с момента запуска проекта «Мое мнение». Это довольно низкий показатель работы электронного механизма реализации общественных инициатив за 8 месяцев существования. В чем причины? Слишком мало обращений? Или низкая активность голосующих?
Статистика коллективных обращений
Как свидетельствуют данные на портале, за все время существования сайта «Мое мнение» всего были поданы 1864 коллективных обращения. Из них:
- 15 обращений поддержали 5 человек;
- 142 — на экспертизе у модератора портала;
- 45 поставлены на всеобщее голосование (в настоящее время);
- 137 коллективных инициатив были выставлены на голосование, но не набрали необходимое количество голосов, по ним голосование закрыто.
Получается, что недостатка в количестве выдвигаемых инициатив нет, на портал поступает около 233 обращений в месяц или примерно 7-8 предложений в день.
Путем несложных подсчетов получаем, что из 1864 поданных гражданских инициатив за все время существования портала лишь 182 петиции (45 + 137) «дожили» до этапа всеобщего голосования, т. е. менее 10%. Около полутора тысяч обращений не нашли поддержку необходимых пяти человек либо не прошли экспертизу модератора. Однако данные о том, сколько обращений было «забраковано» модератором, а сколько не нашло минимальной поддержки, отсутствуют.
Напрашивается вывод, что необходимо упростить процедуру попадания обращения на голосование, например, отменить необходимый минимум в пять голосов. Если рассматривают петиции, за которые проголосовали одна, пять или десять тысяч человек, то минимальная первоначальная поддержка пятерых не имеет решающего значения и не влияет на конечный результат.
Другая причина неэффективной работы портала — в низкой активности голосующих и в их малом количестве. В разделе «популярные» лишь три петиции собрали от 1000 до 1500 голосов, за остальные проголосовало от нескольких десятков до нескольких сотен человек. При этом нельзя уповать на неудобства или несовершенства интерфейса портала. Организационная структура сайта вполне позволяет за короткое время просмотреть все петиции в стадии голосования, популярные обращения, а также пройтись по разным темам в области экономики и общественной жизни. Даже при традиционно низкой скорости интернета в Узбекистане несколько миллионов человек имеют постоянный доступ к Всемирной сети. На обсуждение и продвижение общественно важных инициатив на этом сайте у пользователя может уйти 15-20 минут в неделю, и это не так сложно. Но очевидно, что таких активных граждан сегодня в республике недостаточно.
Оставить комментарий