«БизЭксперт»: «Новые горизонты государственной программы для пищевой и перерабатывающей промышленности на 2017 – 2021гг»
3 ноября Аналитический центр «БизЭксперт» провел экспертное обсуждение проекта «Программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности 2016 – 2020 гг.»
Ранее Министерством сельского хозяйства и мелиорации КР был вынесен на общественное обсуждение проект постановления Правительства КР «О Программе развития пищевой и перерабатывающей промышленности Кыргызской Республики на 2016-2020 годы».
Работа над данной программой началась еще в 2015году, но процесс разработки и согласования продлился по сегодняшний день. Принимая во внимание то, что Кыргызстан стоит на пороге разработки и принятия Национальной стратегии устойчивого развития до 2030 года, а также 2016 год уже заканчивается, то период действия программы будет откорректирован на 2017 – 2021гг. К 15 декабрю 2016 года Программа должна будет приведена к финальной редакции, т.е. до конца ноября 2016 года у экспертного и бизнес-сообщества есть время для внесения корректировок и предложений по Программе.
Министерство сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации КР выразило свою открытость к предложениям и готовность к сотрудничеству с экспертами и бизнес-сообществом.
Текущая редакция проекта Программы включает в себя следующий пакет документов:
1. Проект «Программы развития пищевой и перерабатывающей промышленности 2016 – 2020 гг.»
2. План мероприятий к Программе
3. Проект Постановления Правительства КР
4. Справка обоснование
Приоритетные отрасли
Данная программа в качестве приоритетных отраслей выделяет 10 направлений пищевой и перерабатывающей промышленности Кыргызстана:
1. Сахарная отрасль
2. Молочная отрасль
3. Мукомольная отрасль
4. Хлебопекарная отрасль
5. Кондитерская отрасль
6. Плодоовощная отрасль
7. Мясная отрасль
8. Производство растительного масла
9. Алкогольная отрасль
10. Производство безалкогольных напитков
Источники финансирования
Согласно предложенному плану-мероприятий ключевые источники финансирования:
1. Партнеры по развитию
2. Бизнес-ассоциации
3. Инвестиции
Как мы видим в структуре в качестве источника финансирования отсутствует республиканский и местный бюджет, что ставит под сомнение готовность Министерства к реализации программы. Полная зависимость от грантовых источников, перекладывание финансовых обязательств на бизнес-сообщество демонстрирует рискованность программы, т.к. как государство не имеет собственных средств на реализацию программы.
Говоря о привлечении инвестиций, то все надежды возлагаются на иностранных инвесторов, которые не смогут прийти на рынок, если к нему нет доверия даже со стороны местных инвесторов. Инвесторов привлекает рынок с высокой маржинальностью, а уровень маржинальности промышленности в Кыргызстане является отрицательной, т.е. убыточной. Этому подтверждением является то, что в 2014г. средний уровень рентабельности финансово-хозяйственной деятельности всей промышленности составил (-0,6%) . Ситуация по привлечению инвестиций в перерабатывающую и пищевую отрасль осложняется тем, что инфраструктура для развития отрасли не налажена, т.е. нет лабораторий, квалифицированных специалистов можно посчитать на пальцах руки, сырье и реагенты импортируются, система подготовки кадров отсутствует, система внедрения стандартов качества на низком уровне и не доступна для предпринимателей.
В рамках программы предлагается реализация следующих задач по отраслям
Мясная и молочная отрасль
1. Разработка плана мероприятий по развитию цепочки добавленной стоимости по молоку и мясу
2. Поддержка отобранные хозяйства на основе согласованных конкретных мер нацеленные на увеличение объема переработки производимого мяса и молока
3. Разработка бизнес-планов для инвесторов по строительству новых забойных пунктов и центров сбора молока
4. Создание центра сбора молока с помощью донорских средств и привлечения инвестиций
5. Анализ потребностей рынка относительно создания новых и/или реконструкции действующих забойных пунктов, в т.ч. работающих в системе Халал
6. Проведение практического обучения для операторов пищевой перерабатывающей промышленности относительно условий, НАССР и ISO 22000
7. Проведение анализа рисков и разработка плана НАССР на двух предприятиях мясной и молочной отрасли
Плодоовощная отрасль
1. Создание маркетинговых групп производителей, т.е. специализация по производству фруктов и овощей на уровне районов с целью дальнейшего экспорта
2. Разработка нормативных, технических документов по пищевому качеству свежих фруктов и овощей
3. Внедрение новых технологий переработки
4. Разработка плана мероприятий по возрождению и усовершенствованию плодопитомников
5. Создание логистических центров с помощью донорских средств и привлечением инвестиций
6. Создание региональных пилотных агрокластеров
7. Повышение уровня знаний участников плодоовощной ЦДС
Мукомольная и хлебопекарная отрасль
1. Увеличение урожайности пшеницы, также посредством использования земельного кадастра
2. Разработка мероприятий по регулированию импорт муки
3. Проведение практического обучения для операторов пищевой перерабатывающей промышленности в рамках программ условий, НАССР и ISO 22000
4. Обновление плана действий по фортификации муки и утверждение в установленном порядке
5. Создание центра практического обучения (ЦПО) в рамках Кыргызского Государственного Технического Университета по подготовке и переподготовке специалистов для сектора и укреплению потенциала работников предприятий
Снятие смежных (межсекторальных, межведомственных) барьеров
1. Дополнить к перечню предприятий и подготовить проект постановления Правительства Кыргызской Республики «Об утверждении Перечня предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, осуществляющих промышленную переработку сельскохозяйственной продукции, подлежащих освобождению от налога на прибыль сроком на 3 года»
2. Услуги по сбору и доставке молока от производителя (личных подворий) к переработчикам включить в перечень видов предпринимательской деятельности на основе добровольного патента
3. Реализовать Программу обучения для государственных организаций и частных предприятий
4. Разработка регламента по обязанностям операторов пищевой перерабатывающей промышленности
5. Увеличение объемов целевого финансирования для льготного кредитования предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности в рамках проекта «Финансирование сельского хозяйства»
6. Снижение процентных ставок и продление сроков кредитования
7. Открытие новой кредитной линии на средства коммерческих банков и открытие новой кредитной линии для агроперерабатывающих компаний
8. Оказывать содействие во внедрении систем НАССР отобранным операторам пищевой индустрии в пилотных кластерах
9. Разработка маркетингового плана для внедрения новых маркетинговых инициатив
10. Внедрить использование охлаждающего оборудования
11. Создать национальную сельскохозяйственную рыночную информационную систему (РИС)
12. Увеличение конкурентоспособности кыргызстанских товаров
Для предпринимателей в области перерабатывающей и пищевой отрасли, как получателей государственных услуг важно оценивать подобные программы и в дальнейшем отслеживать качество исполнения принятых программ. Если бизнес-сообщество будет придерживаться проактивной позиции в отношении качества государственных программ, то есть шансы в действительности улучшить эффективность принимаемых государственных программ.
Оставить комментарий