Цены на зерно пошли вниз в Казахстане
Цены на зерно пошли вниз в Казахстане в ожидании старта массовой уборки в основных зерносеющих регионах страны. Крестьяне отмечают, что нынешний уровень предложения трейдеров и мукомолов их не устраивает, и они надеются на рост по завершению страды. В противном случае зерновики рискуют не выйти даже в ноль из-за выросших расходов, пишет Forbes.kz.
Отложенный старт
О том, что жатва нынешнего года в Казахстане будет очень тяжёлой, говорят все крестьяне. Это подтверждают и данные статистики Минсельхоза РК: по состоянию на 31 августа темпы уборки отстают от прошлого сезона в разы. Например, в Карагандинской области скошено всего 5,6 тыс. га(0,7% посевных площадей) против прошлогодних 31,6 тыс. га на эту же дату. То есть отставание — почти шестикратное! Причина – неблагоприятные погодные условия.
Георгий Прокоп, директор ТОО «Шахтёрское», крупнейшего зерносеющего хозяйства Карагандинской области, говорит о том, что в хороший год жатва стартует 18 августа, а к 25-му крестьяне работают полным ходом. Но в нынешнем сезоне пока лишь отдельные хозяйства смогли сделать пробные выходы на поля. А потом пришлось встать.
— Весна была поздней, что отодвинуло срок созревания хлеба, — говорит Георгий Прокоп. – А продолжительные августовские дожди ещё больше затянули старт страды. Сейчас уже у нас есть уже созревшие поля. Но хлеба там настолько намокли, что нужно как минимум дней пять без осадков, чтобы можно было начать работы.
Арман Бекмагамбетов, директор Карагандинской сельскохозяйственной опытной станции им. А. Христенко, отмечает, что ситуация схожа по всем основным зерносеющим регионам Казахстана. И добавляет конкретики, касающейся погодных аномалий: в мае среднемесячная температура оказалась на 3,5 градуса ниже нормы. То есть сеяли крестьяне в холодную землю, поэтому всходы появились с задержкой. Также и в июле температура тоже оказалась аномальной – на 1 градус ниже нормы. Это привело к задержке сроков созревания зерновых на срок от 10 до 15 дней. Так что пока ещё основная масса хлеба находится в стадии молочно-восковой спелости. Полную спелость имеет совсем небольшая часть – около 10%.
— Аграрный сезон начинался неординарно, и завершается он так же, — говорит Манат Курмангалиев, руководитель отдела сельского хозяйства Бухаржырауского района Карагандинской области. – Созревание хлеба идёт неравномерно из-за того, что летом экстремальная жара сменялась холодами. И сейчас стадии выровняться не могут из-за дождей. При этом все крестьяне готовы к началу страды, нужно только одно – погода. Прогнозы разные, и, к сожалению, есть неблагоприятные. Всё как в поговорке: человек предполагает, а бог располагает. На лучшее надеемся, а как оно сложится, неизвестно.
Аграриям нужно начать уборку в первой декаде сентября, чтобы успеть убрать хлеб до холодов. Иначе повышается риск оставить часть зерна в поле под снегом, как уже случалось в схожие по условиям сезоны.
Смытый налив
Ещё одним определяющим фактором нынешнего сезона стало повышенное количество осадков. В июне их оказалось в 2,5 раза больше нормы, в июле – на 30%, а августе – снова в 2,5 раза больше.
С одной стороны, это оказалось плюсом – зерновым не пришлось конкурировать за влагу с сорняками, бурно развивающимися из-за того, что крестьяне толком не смогли применить гербициды ни весной, ни летом вследствие сложных погодных условий. Воды в почве хватило для формирования хорошей массы хлебов. Крестьяне говорят о том, что видовая урожайность — как минимум на треть выше прошлогодней.
— Среднюю урожайность пшеницы мы прогнозируем на уровне 15 ц/га, — говорит Арман Бекмагамбетов. – Но отдельные поля и 20, и 25 дадут. Для ячменя этот год тоже отличный, он даст хороший урожай.
Но есть и оборотная сторона медали – качество зерна. А оно в нынешнем сезоне будет очень и очень низким. Избыточная влага привела сразу к нескольким проблемам.
Во-первых, августовские дожди зарядили очень не вовремя — они просто вымыли клейковину из зерна в стадии налива.
Во-вторых, всё те же сорняки уродились не хуже пшеницы, что приведёт к повышенной засоренности зерна.
В-третьих, повышенная влажность стала благодатной основой для развития таких болезней зерновых культур, как септориоз и стеблевая ржавчина. Особенно от этих болезней пострадали северные регионы страны.
В-четвертых, из-за осадков крестьянам непросто определиться с технологией уборки. Ведь последние дожди вызовут развитее подгона – новых стеблей. Чтобы они не испортили качество основного урожая, нужно применять раздельную уборку. То есть сначала валить пшеницу, а потому уже подбирать подсохшие валки. Но всё те же дожди создают опасность в том смысле, что на влажной почве валки не только не подсохнут, но ещё и впитают воду снизу.
Ну и в-пятых – жатва затягивается, а ночные заморозки уже случаются. Крестьяне получают морозобойное зерно низкого качества.
— Ситуация с качеством зерна настораживает, — отмечает Георгий Прокоп. – У себя мы анализ ещё не делали, но соседи в Кургальджинском районе Акмолинской области уже проверили свое зерно, у них 23,5% клейковины, хотя обычно – от 30% и выше. Так что зерно в нынешнем году еле-еле на третий класс будет.
Арман Бекмагамбетов считает, что максимум 30% казахстанской пшеницыурожая нынешнего года будет иметь параметры третьего класса — то есть содержание клейковины не ниже 23%. Очень много зерна будет четвёртого класса. А высокого содержания клейковины, что так важно для хлебопёков, можно ждать только в регионах, которым повезло обойтись минимумом осадков.
Ожидание роста
Качество зерна важно для крестьян по одной простой причине – от него напрямую зависит цена пшеницы. А она крестьянам нужна намного выше нынешней. Ведь рост цен на дизтопливо накануне осенней страды стал серьёзным ударом по рентабельности зерновой отрасли. По оценкам крестьян, себестоимость тонны пшеницы выросла на 15-20% и сейчас просчитывается на уровне 50 тыс. тенге. И это только прямые затраты. А если добавить обязательства многих хозяйств по кредитам и лизингу, то себестоимость и того выше.
— Что касается себестоимости зерна, то в прошлом году она у нас была на уровне 38 тыс. тенге за тонну, — говорит Георгий Прокоп. – И это – без НДС. Если сюда добавить НДС, то в районе 43 тыс. тенге за тонну. Однако цена на зерно до весны держалась ниже этого уровня. Только в марте она поднялась, и мы уже смогли продавать зерно выше себестоимости. До этого торговали себе в убыток. И сейчас мы видим сезонное снижение цен. Трейдеры и мукомолы ждут поступления большого объёма зерна на рынок во время жатвы и пользуются этим. Вот сегодня наш мелькомбинат обновил цену, установил за пшеницу с клейковиной выше 28% цену в 45 тыс. тенге за тонну. До этого она была 48-49 тыс. тенге. Вот так. За третий класс, с клейковиной 23%, предлагают 40 тыс. тенге, за четвёртый класс – 38 тыс. Нам такие цены не интересны.
Пока уборка толком не началась, многое неясно. С одной стороны, если урожайность пшеницы в нынешнем сезоне окажется выше прошлогодней, то это как-то компенсирует подорожание топлива и позволит себестоимости остаться на прошлогоднем уровне. Но с другой, есть риск того, что из-за более низкого качества зерна с его реализацией возникнут проблемы.
Пока крестьянам остаётся лишь рассчитывать на лучшее с учётом внешнего фона. А он говорит в пользу подорожания зерна. Георгий Прокоп отмечает, что сейчас в портах пшеница третьего класса стоит в пересчёте на тенге 85–90 тыс., а фьючерсные сделки на декабрь сейчас заключаются по $230 за тонну. Конечно, казахстанскую пшеницу до портов ещё нужно доставить, а это большие деньги. Тем не менее аграрии надеются на рост цены и в Казахстане.
— Правильная цена тонны пшеницы в нынешнем сезоне — 60-65 тыс. тенге, — говорит Арман Бекмагамбетов. – Пока на рынке мы видим даже за качественное зерно цену в диапазоне 45-50 тыс. за тонну. То есть по сравнению с летними уровнями началось снижение. Но моё мнение в том, что по окончании страды рост цен обязательно будет. Причём даже на зерно четвёртого класса, которого у нас будет много. Причина – плохие показатели в мире. В России урожай на четверть ниже прошлогоднего, в Европе хлеб сгорел. Есть и другие факторы, которые отразятся на торговле. Так что мы надеемся на то, что благоприятная для роста цен внешняя конъюнктура повлияет и на наш внутренний рынок.
Многое ещё будет зависеть и от того, какую цену закупа установит «Продкорпорация». В прошлом году она сделала это в первых числах сентября, задав ориентир всему рынку. Ждут того же аграрии и в нынешнем году.
Оставить комментарий