4 Июл 2018 В Кыргызстане, Новости, Общество 0 3575

ИАЦ «Кабар»: Эрозия и деградация почв в КР – пути решения проблемы

Кыргызстан – аграрная страна, страна плодородных земель и пастбищ. Но, к сожалению, в республики нет чёткого понимание не только сохранения этого богатства, но и повышения эффективности использования земель.

На территории республики, согласно «Почвенной карте Киргизской ССР» выделены следующие группы почв:

— Почвы подгорных покатостей и предгорий;
— Почвы межгорных впадин;
— Почвы сыртовых нагорий, почвы горных склонов, в пределах которых выделены почвы сухостепного и степного поясов низкогорий;
— Почвы лесо-лугово-степного пояса среднегорий;
— Почвы субальпийского пояса высокогорий;
— Почвы альпийского пояса; почвы высокогорных пустошей.

Горным территориям Кыргызстана свойственно большое разнообразие почвенного покрова и различный уровень плодородия почв.

Как рассказала Бегимай Мамытова, Координатор Центра Горных и почвенных проблем НАН КР, «горы, предгорья, межгорные впадины, горные равнины находятся в неразрывной физико-географической взаимосвязи, и они имеют свою специфику в хозяйственном освоении и использовании, применении орудий обработки и техники. Сложное сочетание природных условий и наличие соленосных пород, хозяйственная деятельность обусловливают широкое распространение мелиоративно неблагополучных земель — засоленных, солонцеватых, эродированных, каменистых, заболоченных, что определяет сложную, часто неблагополучную, почвенно-мелиоративную обстановку земель Кыргызстана. Согласно данным земельного кадастра, на территории республики насчитывается засоленных земель — общей площадью 1170,4 тысяч гектаров, в том числе слабозасоленных — 398,6 тысяч гектаров, среднезасоленных — 399,1 тысяч, сильнозасоленных 301,1 тысяч гектаров, солончаков -70,8 тысяч гектаров земли. Наряду с засоленными, растет площадь заболоченных земель из-за бездействия коллекторно-дренажных сетей».

На самом деле это растущая проблема, на которую не обращают должного внимания уже порядка 20 лет. В период СССР дренажные каналы и их ежегодная чистка было обыденным делом, но являло собой стратегически важное значение. Каждую весну, перед началом весенне-полевых работ специальная техника производила необходимые мероприятия для обеспечения более лучшего дренажа всех пахотных земель и садовых участков. Нынче всё пущено на самотёк. Пример, в селе Чат-Куль (Чуйская область) уровень дренажного канала поднялся на 11 метров за последние 15 лет. Заиленность достигла критической отметки. В данном селе из-за подобных изменений поднялся уровень грунтовых вод, что сильно повлияло на засоление пахотных, плодородных земель и садовых угодий.

Как заявил глава одного из айыл окмоту Сокулукского района Чуйской области Улан Саитбаев, «настоящим бичом сельского хозяйства республики является эрозия почв, вся площадь сельскохозяйственных угодий республики считается потенциально эрозионно-опасной. Общая площадь, подверженная эрозии составляет порядка шести тысяч гектаров. Из них пашни около восьмисот тысяч. Подвержены этому фактору и пастбищные земли».

На территории Кыргызстана, по данным земельного кадастра, площадь земель, подверженных водной и ветровой эрозии, составляет около 5 млн. гектаров или 45,7% процентов от общей площади сельскохозяйственных угодий.

Из них около 721 тысячи гектаров занимают пахотные земли, подверженные водной эрозии. Одним из исключительно негативных факторов, способствующих водной эрозии, является наличие уклонов местности. Из общей площади пашни таких земель насчитывается около 614 тысяч гектаров.

Как отметила специалист НАН КР Мамытова, «наряду с водной эрозией, значительный ущерб сельскохозяйственным угодьям наносит ветровая. Площадь таких дефляционно опасных земель в стране, где скорость ветра может иногда достигать 20 м/сек. и выше, составляет около пяти с половиной тысяч гектаров. Хозяйственная деятельность человека выступает как фактор развития эрозионных процессов, которые происходят в результате неудовлетворительного внедрения прогрессивных методов полива, обработки почв».

За последние 10 лет в процессе проведения земельной реформы в сельском хозяйстве решались, главным образом, вопросы перераспределения земель. В то же время почти прекратились все работы, связанные с качественным улучшением сельскохозяйственных угодий, что привело к резкому понижению плодородия почв, которое оценивается на данный период как критическое.

Как подчеркнул Улан Саитбаев, «по существу, нынешние методы ведения сельского хозяйства сводятся лишь к одному – полной выкачки из неё максимума. Практически ни одно частное фермерское хозяйство не несёт ответственности за использование своих пахотных угодий. Земли уже около 20 лет не получают никакой минеральной подкормки. А урон наносится ежегодно. Трудно даже представить, с какой проблемой мы можем столкнуться в ближайшие 20-30 лет. Никто не задумывается, что неправильное ведение сельскохозяйственной деятельности может привести к региональной экологической катастрофе».

Резкое сокращение работ по внесению удобрений, особенно органических, игнорирование агротехнических приемов, предохраняющих почву от эрозии, сохраняющих ее плодородие, таких как выращивание бобовых, зернобобовых культур и сидеритов, использование в поливном земледелии склонов круче 10 градусов и распашке склонов круче 15 градусов на богарных землях, массовое уничтожение лесных посадок и защитных лесополос, разработка карьеров — значительно ускоряют эрозионные процессы и увеличат площади эродированных земель, нанося большой ущерб экологическому равновесию и ускорению процессов опустынивания территории республики.

«Несмотря на это, в период проведения земельной реформы стало практически невозможно получать широкую и достоверную информацию о процессах глубоких изменений, происходящих в почвах, источниками информации о процессах являлись почвенные, почвенно-эрозионные и почвенно-мелиоративные обследования. Однако эти работы в настоящее время сведены до минимума из-за финансовых трудностей, хотя по своей значимости они должны быть в действии при любых экономических ситуациях в полном объеме. Решение проблемы с эрозией почв связано с определенной сложностью еще и потому, что в этом участвуют министерства и ведомства, специалисты разных профилей. Работа эта лишена какой-либо координации», — отмечает Мамытова.

Пути решения проблемы

«Необходимо провести инвентаризацию пахотных земель горных областей (современное состояние и плодородие почв, устойчивость к эрозии, переуплотнение). Стоит разработать почвоохранные и ресурсосберегающие технологические приемы использования почв. Провести агроэкологическое районирование горных почв по устойчивости к антропогенным нагрузкам. Также стоит разработать комплексные мероприятия по борьбе с эрозией и другими видами деградации горных почв. Следует создать банк данных по горным почвам и по регулированию их плодородия. Составить территориальные почвенно-эрозионные карты и единую почвенно-эрозионную карту Кыргызской Республики (масштаб 1:500000). Необходимо проводить обучение населения методам борьбы с эрозией почв. Применение современных технологий почвозащитной обработки почв. Следует вести учет, рационального водопользования и современных технологий полива с целью предотвращения эрозии», — рассказала специалист НАН КР.

К каким же результатам это может привести?

Мы вправе ожидать следующего. Решение проблемы деградации пастбищ позволит сохранить природный потенциал естественных кормовых угодий республики, в достаточном количестве обеспечит животноводство полноценными пастбищными кормами, что будет способствовать устойчивому развитию горных регионов страны. А также, мы вновь сможем достигать больших урожаев практически всех видов сельскохозяйственной продукции.

 

Поделиться:

 
 

Оставить комментарий