Казахстан: А мясо-то где?
Как поддержать отечественного производителя?
В условиях ЕАЭС сделать это довольно непросто, разве что с помощью информационного вброса. Стоит только просмотреть ленту последних новостей, и станет понятно, что казахстанские продукты питания неконкурентоспособны по цене и качеству с их аналогами из Беларуси и России.
Вот, к примеру, пару недель назад в Костанайскую область не пропустили партию украинского сыра и партию замороженной куриной кожи. С сыром все понятно — санкционный товар, конкурент российского производителя, который плотно присутствует на казахстанских прилавках. Но вот для чего Казахстану куриная кожа? Не одежду же из нее шьют. Понятно, что предназначалась она для производства колбасных изделий, пишет собкор издания «КазахЗерно.kz».
Из чего еще делают отечественную колбасу, можно узнать из более позднего сообщения средств массовой информации: «В Казахстан завозят конину из Аргентины, Уругвая, Болгарии и Монголии». Любому казахстанцу в данном случае понятно, что эта конина идет не на согым и бешбармак. И все же, по информации АО «Национальная компания «Продовольственная контрактная корпорация», за 9 месяцев этого года в нашу страну конина была завезена из 6-ти государств мира. Из Аргентины было завезено 782,1 тонны мяса лошадей, из Уругвая — 448 тонны, из Болгарии — 398 тонн, из Монголии — 82 тонны, из Исландии — 52,4 тонны и из Мексики — 20 тонн. Общая выручка этих государств за реализованную в Казахстане продукцию составила 3282,9 тыс. долларов США.
Видимо, отечественная конина по своему качеству и цене представляет собой сплошной деликатес вроде шужыка и казы.
Теперь ясно, почему отечественные колбасные изделия не пользуются широким спросом: она сделана из дешевого импортного сырья, и при этом все равно не конкурентоспособна с российскими аналогами. Единственный способ в такой ситуации поддержать производство и спрос — очернить конкурента. Что и было сделано в последующем при помощи Агентства по защите прав потребителей.
Его работы по лабораторному исследованию колбасных изделий на определение видовой идентификации ткани, присутствующей в реализуемой продукции «Халал», были обнародованы рядом информагентств. И хотя по результатам исследования присутствие свинины в продукции «Халал» было обнаружено в целом ряде колбасной продукции, в том числе и казахстанских производителей, ряд СМИ почему-то в качестве примера конкретизировал именно российских товаропроизводителей-
Если речь шла о россиянах, называлась конкретная компания и товар. Если о казахстанцах — в лучшем случае назывался сорт — сардельки, докторская, сервелат. А в качестве оправдания производителей была приведена версия о том, что якобы «производители нарушили технологию производства продукции, использовали одну и ту же линию оборудования для изделий из говядины и свинины, а также допустили перекрестные потоки сырья».
Станем ли мы после этого меньше есть российской колбасы? Конечно, нет.
Статистика нас успокаивает: рост производства мяса в стране растет, чему способствуют различные программы правительства типа «Кулан», «Алтын асык», «Сыбага». Но рост производства почему-то никак не коррелируется с ростом цен на мясо — они значительно его опережают.
Причем цены на мясо растут в Казахстане быстрее, чем в любой другой стране ЕАЭС. Внимание на это обратило агентствоranking.kz, сообщив, что за первое полугодие мясо в казахстанских магазинах подорожало в среднем на 6,1%. Для сравнения: за тот же период цены в Армении выросли на 3,7%, в Кыргызстане — на 3,2%, в России — всего на 0,1%. А в Беларуси мясо и вовсе подешевело на 2%. Причем Казахстан является лидером этого антирейтинга уже второй год подряд.
При этом, если за январь-август 2016 Казахстан ввез 96 тыс. тонн мяса и субпродуктов, то за тот же период нынешнего года — уже 116,1 тыс. тонн.
Получается, что программы Минсельхоза, нацеленные на развитие отечественного животноводства и работающие уже много лет, не дали никакого эффекта? Или же, если бы не они, то было бы намного хуже? А может, проще было бы в таком случае не вбухивать в отечественное животноводство миллиарды тенге и закупать ту же конину/свинину/говядину за рубежом. Ведь практика показывает, что отечественная мясная продукция малоконкурентна на соседних рынках. Взять ту же ситуацию с экспортом в Россию: наших животноводов в данном случае спасает не рентабельность производства и объемы торговли, которых фактически нет, а курс рубля.
Оставить комментарий