Казахстан: Высокие урожаи никому не нужны
Хороший урожай зерновых, которому еще не так давно радовались казахстанцы, оказалось, никому не нужен. С одной стороны их поджимают россияне, которые также собрали рекордный урожай зерновых и ищут любые пути избавления от излишков, обваливая рыночные цены. С другой стороны, нехватка вагонов для транспортировки, несмотря на то, что КТЖ заверяет, что «все в порядке».
Например, в Костанайской области из почти четырёх тысяч заказанных зерновозов в течение двух месяцев пришло лишь 26%, сообщает собкор издания «КазахЗерно.kz». Об этом заявили в Палате предпринимателей Костанайской области. Однако причину дефицита вагонов в компании «Казахстан Темир Жолы» связывают с посредниками.
— С прошлого года КТЖ начала реформирование своей структуры. Для того, чтобы развиваться на рынке, для того, чтобы выживать, они решили вагоны отдать в рынок. Были собственники вагонов, некоторые предприниматели воспользовались, экспедиторы, которые начали бронировать вагоны и по завышенной цене поставлять предпринимателям, и получилось, что цена возросла, — пояснил заместитель директора Палаты предпринимателей Костанайской области Геннадий Кукоба.
Есть ли дело кому-нибудь до того, что реформа КТЖ началась много лет назад, а эффекта от конкуренции, которой она декламировалась, до сих пор нет? — тот еще вопрос.
От бардака на железной дороге страдают и простые аграрии, и мукомолы, и экспортеры зерна. Причем страдают от нехватки зерновозов не только районы, где железная дорога пролегает. В некоторых хозяйствах зерно еще лежит под открытым небом, спасибо погоде, в ожидании лучшей цены. А ее нет. Закупщики говорят: «до 40 тысяч». Это хороший, с хорошей клейковиной третий класс. Четвертый еле переваливает за 20 тысяч тенге.
И вот как факт: по данным статистики в Костанайской области снижается экспорт зерна. В страны ближнего и дальнего зарубежья отгружено чуть больше 750 тысяч тонн костанайской пшеницы, а это почти вдвое меньше, чем в 2016 году. Зерно продается еле-еле. Основными закупщиками являются главным образом мукомольные предприятия, которые, пользуясь низкими ценами, пытаются нарастить объемы и сделать запасы.
Самые стойкие аграрии, имеющие запас прочности и складские помещения, с продажей зерна не спешат, в надежде на то, что цены вырастут. Но когда? Если сейчас уже на рынке Костанайской области вовсю орудуют российские трейдеры, пытающиеся избавиться от своих излишков?
Да, есть надежда, ведь в прошлом году костанайская пшеница была отгружена в 16 стран мира — это страны Центральной Азии, Российской Федерации, Италию, Швецию и даже Бельгию.
Оставить комментарий