Пономарев: В спаде торговли на «Дордое» виноваты и сами предприниматели
В интернете все больше говорят о спаде на рынке «Дордой» и все чаще пророчат ему полный крах. Оптовики выходят на рынок к 9 утра, вместо 5 часов, как это было раньше — торговли почти нет. Кроме того, поговаривают, что контейнеры на рядах «Европа» сдают бесплатно. И это только подогревает опасения предпринимателей и слухи о возможном распаде рынка-гиганта.
Чтобы разобраться в ситуации, «ВБ» решил поговорить с президентом Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг Кыргызстана Сергеем Пономаревым и выяснить, насколько правдивы эти слухи, во что стоит верить и на что не обращать внимания.
— Правда ли, что контейнеры на некоторых рядах стали отдавать бесплатно?
— Это не совсем так. Например, проходы нулевой, минус первый, первый и так далее практически все платные. В удалении сдаются контейнеры с оплатой аренды администрации, но без субаренды. Третий проход — самый удаленный. Там и раньше дела шли не очень хорошо, а сегодня там всё совсем плохо.
— В чем причина спада торговли на «Дордое»?
— Когда «Дордой» только начинал работать, у нас почти не было магазинов и бутиков. Сегодня эти бутики и магазины открыли дордоевцы. Можно обратить внимание, когда они дают визитку, то там указаны точки и на «Дордое», и в городском бутике. Цены ставят одинаковые. Более того, в бутиках есть маркетинговые акции, реклама. В конце концов, в бутике и зимой, и летом комфортно, а на «Дордое» зимой примерять одежду в 20 градусов мороза очень некомфортно.
Давно уже прогнозировали и спад торговли, и то, что у «европейских» рядов постепенно будут появляться проблемы — здесь не нужно открывать Америку.
— Но ведь снять контейнер на «Дордое» и арендовать бутик — это значительная разница в цене?
— Если арендуется бутик в торговом центре, то арендная плата по сравнению с рынком очень большая. Например, на «Европе» аренда контейнера стоит 3700 сомов плюс 1000 за охрану. Можно ли за эти деньги снять бутик в торговом центре? Конечно же, нет.
Но вместе с тем если человек открывает бизнес и в центре города, и на «Дордое», и ставит одинаковые цены, то он должен быть готов, что контейнер на «Дордое» рано или поздно будет стоять пустой. Если есть издержки по аренде, охране и налоги выше, то и стоимость товара должна попасть на более высокую ставку. Поэтому удивляться, что падает торговля, не приходится — это было ожидаемо.
Вина предпринимателей в том, что у них нет знаний. У них есть практика, в которой они варятся уже много лет, но они не понимают, что нарушают макроэкономические законы. Они об этом даже не догадываются. Нарушение законов макроэкономики всегда влечет за собой последствия. На то они и законы.
— То есть предприниматели сами виноваты?
— В каком-то роде да. Предприниматели в этих вопросах серьёзно плавают. Маркетинг говорит: в стране, где социальная и политическая ситуация стабильна, а валюта конвертируемая, оптовики должны иметь не меньше 10% от маржи. Как только эта цифра опускается ниже, риски разориться вырастают. Потому что оптовики могут не угадать с товаром, и он уйдет либо по себестоимости, либо ниже, либо и вовсе не продастся.
Но рынок огромный, и оптовики готовы ради прибыли наценивать совсем мало. Например, если турецкий свитер с доставкой будет стоить +20% к себестоимости, то оптовики накидывают всего 2 сома. Тут даже одного процента нет.
— Может, они пытаются выйти в прибыль за счет объёма?
— Да, но если он привез одну модель, одного цвета, а товар не пошел, то куда его девать? Когда валюта резко прыгает вверх и вниз — это большие риски. Когда маржа больше 10%, риски оптимизируются. Но когда она всего 2 сома, двигаться некуда. Желание заработать здесь и сейчас превалирует над долгосрочной стратегией собственного бизнеса.
— Касательно «Хоргоса», на самом ли деле все так страшно?
— Факт в том, что цели и задачи у «Дордоя» и «Хоргоса» разные. В настоящий момент «Хоргос» не является конкурентом «Дордою», но в будущем будет им. Он уже забрал небольшую долю торговли. И это тоже факт. Но говорить, что в течение двух лет до вступления Кыргызстана в ЕАЭС наши коммерсанты срывались и ехали на «Хоргос», — это неправда.
Слухи о крахе «Дордоя» сильно преувеличены. Определенно, у него есть трудности, но за 25 лет развития рынка мы не в первый и не в последний раз проходим через эти трудности. Они были в период становления и развития, потом нас сильно тряхнуло в 1998 году, когда в России произошел дефолт, и наши предприниматели кричали: «Катастрофа! Россияне больше не будут приезжать». Эта катастрофа была в период промежуточного времени, и россияне действительно не приезжали, потому что валюта обвалилась моментально. Сейчас мы видим похожую картину, когда и наша валюта сдала позиции, и тенге, и рубль — эти факторы есть, и мы не можем ничего с этим сделать. Поэтому переживем и этот кризис.
Оставить комментарий