Таджикские и узбекские трудовые мигранты массово возвращаются на родину из-за кризиса
Трудовые мигранты из Узбекистана и Таджикистана возвращаются на родину из-за экономического кризиса, передает корреспондент Tengrinews.kz.
ФМС России опубликовала новые данные о количестве граждан разных стран в России на 13 января нового года, согласно которым количество трудовых мигрантов Узбекистана сократилось на 18,6 процента по сравнению с предыдущим годом. К примеру, в январе 2015 года на территории России находились 2,8 миллиона граждан Узбекистана. Год спустя их стало меньше ровно на один миллион человек. Сколько узбекистанцев находится на территории соседнего Казахстана, пока никто не может ответить.
Проблемы в экономике России и Казахстана: девальвация рубля и тенге, задержка зарплаты, повышение мигрантских издержек (на оплату патентов и других документов на трудовую деятельность), падение доходов малого бизнеса привели к уменьшению спроса на дешевую рабочую силу. Узбекистан был в числе тех стран, откуда шли потоки мигрантов на рынки труда этих двух стран.
Об этом говорят и суммы денежных переводов, которые уменьшились в Узбекистане до 41 процента. За 2015 год узбекские рабочие отправили домой 700 миллионов долларов. Этот показатель в 2014 году равнялся 2 миллиардам долларов.
Фото с сайта easttime.ru
Экономист Анвар Назиров считает, что остановить возвращение трудовых мигрантов невозможно, важно сейчас думать, как быть с этими людьми, прежде всего, необходимо остановить их криминализацию, которая ныне наблюдается. «Реформы же, необходимые уже давно для узбекской экономики, в том числе будут способны решить вопрос безработицы», — комментирует экономист.
В Узбекистане официальный уровень безработицы составляет 5,1 процента на сегодняшний день.
«По итогам девяти месяцев 2015 года, из 13,7 миллиона трудоспособных людей рабочие места имеют 13,1 миллиона. В то же время безработными являются 698,3 тысячи человек», — такие данные выдает Министерство труда и социальной защиты населения Узбекистана.
Отметим, 15 января президент страны Ислам Каримов в своем выступлении, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2015 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2016 год, сказал, что в 2015 году создано свыше 980 тысяч рабочих мест, из них более 60 процентов в сельской местности.
Фото с сайта hronika.info
Узбекская статистика не признает мигрантов, работающих в России и Казахстане, потому что нет межгосударственного соглашения об организованной трудовой миграции и защите их прав с этими двумя странами. Узбекские власти пока на должном уровне не наладили взаимодействие с соответствующими ведомствами России и Казахстана. Например, в Кыргызстане и Таджикистане созданы специальные подразделения, представительства миграционной службы, которые работают в России.
Между тем, российский юрист Юлдуз Атаниязова профессионально занимается проблемами узбекских мигрантов. По ее мнению, возвращение мигрантов не приведет к кардинальным изменениям, но определенная нагрузка ляжет на государство. «Если говорить о протестных движениях, то считаю, что еще нет критической точки. Мигранты, которые ждут открытия границ, оказались в такой ситуации лишь на 2 года. Это допустимый психологически срок», — считает юрист.
Некоторой части из них придет в голову начать бизнес на родине, что благотворно скажется на «социалке»: семьи будут вместе. Узбекистанец Жавлон Тухтаев со своей строительной бригадой вот уже третий год работает в Шымкенте и Алматы. «Часть вернувшихся мигрантов все равно будут искать работу в Казахстане. Хотя курс тенге зашкаливает и уровень оплаты за ремонт и строительство упали, все же выгодно там искать работу из-за удобства поездок», — комментирует он.
«Традиционно узбекские граждане работали в Казахстане и во времена мягкого миграционного законодательства в РФ, поскольку и ближе, и язык схож, а также большая там диаспора из бывших граждан Узбекистана. К тому же в прошлом году произошло ряд послаблений в миграционной политике Казахстана», — говорит Юлдуз Атаниязова.
Фото из vk.com
Казахстан продолжает оставаться в тройке крупнейших торговых партнеров Узбекистана. «Торгово-экономические связи двух стран имеют хорошую динамику роста, несмотря на общемировые кризисные тенденции. По итогам 9 месяцев 2015 года двухсторонний торговый оборот составил 2 миллиарда 200 миллионов долларов, — подчеркнул посол Казахстана в Узбекистане Борибай Жексембин, выступая 11 декабря прошлого года на торжественном мероприятии в Ташкенте. В 2016 году в стране предусматривается создание около 990 000 новых рабочих мест, в том числе за счет ускоренного развития малого бизнеса и частного предпринимательства, сферы услуг будет организовано свыше 660 000 рабочих мест.
Ситуация в соседнем Таджикистане схожая. Из-за кризиса 3,8 процента таджикских мигрантов потеряли работу и покинули Россию. Это более 850 000 человек.
Но это по официальным данным депортационной службы ФМС, без учета находящихся на территории России и других государств СНГ нелегалов. Тем не менее, в рамках республики даже такая, казалось бы, незначительная цифра (это около 50 000), могла бы составить мужское население небольшого городка. Как же складываются судьбы людей, потерявших работу в России из-за кризиса, здесь, у себя на родине, попытался выяснить корреспондент Tengrinews.kz в Душанбе.
Кто-то проживает на накопленные во время работы в России деньги с надеждой вновь туда уехать и продолжать работать. Другие заняты поиском работы, которой в Таджикистане не так уж и много, тем не менее, она есть. Легче всего с трудоустройством тем, кто работал в России водителями. Даже в столице и ее пригородах можно неплохо устроиться, взять в аренду маршрутное такси или работать по договору. Около тысячи маршрутных такси колесят по городским улицам, но транспорта для перевозки пассажиров не хватает. Острая нехватка водителей и муниципального транспорта — автобусов и троллейбусов. В развернувшемся по всей стране широкомасштабном высотном строительстве также востребованы рабочие строительных профессий. И даже мелкий рыночный бизнес по принципу «здесь купил — там перепродал» тоже может дать небольшой заработок.
Немало мигрантов обращаются в центры занятости, их в столице четыре. Но там неохотно регистрируют мигрантов, потому что искать им работу и выплачивать пособие по безработице нечем. В лучшем случае предложат переквалификацию в Государственном учреждении Центра обучения взрослых Таджикистана Министерства труда, миграции и занятости населения РТ. Еще в 2008 году Центр был образован на базе ПТУ пищевой промышленности Таджикистана. В течение месяца на платной основе и трехмесячных бесплатных курсах здесь можно получить специальность по 20 профессиям: булочник-кондитер, парикмахер, сантехник, все виды строительных профессий. Только за 2015 год было выпущено 100 слесарей по ремонту автомобилей.
«Многие курсанты поступили сюда на обучение по направлениям из центров занятости и трудоустройства из отдаленных кишлаков. После окончания учебы они возвращаются домой и продолжают там работать, — отметил директор центра Шукурулло Гафуров. — За последние годы 28 филиалов нашего головного предприятия в городе Куляб и других районах республики стали успешно обучать этой профессии. Тем не менее сейчас, в зимнее время, с трудоустройством у таджикских мигрантов проблема, да и не хочется им после приличных российских заработков здесь, у себя на родине, «вкалывать за копейки». Что ж, личное право выбора государство уважать обязано».
Фото © РИА Новости
Со своей стороны, Россия как была, так и осталась основным потребителем рабочей силы из Таджикистана и даже выработала в этих целях для мигрантов определенные льготные условия. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации был утвержден перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан и лиц без гражданства — квалифицированных специалистов, имеющих право на легальную работу и в дальнейшем на ускоренное получение российского гражданства. Приказ вступил в силу с 7 августа 2015 года, и процедура импорта дешевой рабочей силы стала проходить в более упрощенном порядке.
Из Центра трудоустройства ресурсов РТ по совместному проекту с Комитетом по трудоустройству и занятости населения в Санкт-Петербурге регулярно отправляют на стройки и заводы сотни мигрантов с полным обеспечением (работа — общежитие — четырехразовое питание). В списке требуемых профессий около 70 специальностей. Как всегда, больший спрос на токарей всех разрядов, арматурщиков, электриков, строителей, швей широкого профиля, сельскохозяйственных рабочих.
И даже сейчас, в период кризиса, перечень профессий, требуемых в настоящее время в таких городах России, как Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, в Беларуси на «Беларусэнергострой», висит на стенде у входа в Центр занятости столицы. По данным национальной базы вакансий Агентства труда и занятости населения, их около 11. Время от времени на стенде появляются и прямые телефоны частных работодателей как с той, так и с другой стороны.
Фото с сайта dal.by
Но не только Россия упорядочила вопрос регулярного поступления в страну иностранной рабочей силы. Вопросы регулирования трудовой миграции обсудили президенты Казахстана и Таджикистана в 2015 году в Душанбе на Саммите ОДКБ.
Говоря о миграции в Россию, нельзя обойти молчанием и затратный денежный вопрос. Сама миграция тоже денег стоит. Вот как это выглядит даже без учета оплаты сдачи медицинских анализов, проведения подготовительных занятий и экзамена по русскому языку. После тестирования вы получаете сертификат со сроком действия на 5 лет на всей территории РФ. В него входит патент — разрешение на работу стоимостью 4900 рублей. Разрешение на временное проживание — 5300 рублей. Вид на жительство — 5300 рублей. Итого — 11 тысяч, плюс подготовительные издержки. Ко всему прочему, и дорожные расходы тоже за свой счет. Поэтому все чаще таджикские мигранты поглядывают в сторону Казахстана. Как они сами об этом говорят: «Заработки не меньше, чем в России, и к дому ближе».
Оставить комментарий